Учимся водить автопоезда

Для вождения автопоезда используются  все приемы вождения автомобиля, но имеются и отличия из-за больших габаритов и веса. Автопоезд это автомобиль-тягач с одним полуприцепом или с одним или несколькими прицепами. У автопоезда в отличие от одиночного тягача больше тормозной путь. Во время движения автопоезда прицеп постоянно отклоняется от траектории движения его, и поэтому повышается опасность при встречном разъезде и обгоне. По этим причинам автопоездом управлять сложнее, чем одиночным автомобилем.

В отличие от одиночного автомобиля у автопоезда хуже маневренность.  Водитель должен учитывать, что при повороте автопоезда прицеп смещается в сторону центра поворота и увеличивается коридор движения автопоезда. Эта особенность вождения особенно важна, когда автопоезд перемещается по улицам города, и повороты на перекрестках имеют малый радиус. Есть полуприцепы и прицепы с управляемыми колесами, поворачивающимися на поворотах, которые обеспечивают движение колес прицепа по колее тягача. Немного легче управлять автопоездами с такими колесами. Довольно сложно автопоезд перемещать задним ходом, поскольку на прицеп действует толкающее усилие, и он пытается уйти в сторону. Для того, чтобы прицеп подать задним ходом в определенное место нужен   большой опыт.

Движение автопоезда нужно начинать только на первой передаче, при этом нужно аккуратно включить сцепление. Автопоезд останавливать нужно только тогда, когда весь он находится на одной линии, и только на прямых участках дороги. Складывание автопоезда или занос прицепа может появиться при торможении на закруглении, а затем может быть опрокидывание, сталкивание автопоезда в кювет или неисправность буксирного устройства. Необходимо заранее включить передачу перед затяжным подъемом, причем на ней нужно преодолеть весь подъем, чтобы при этом не переключать передачи и не терять скорость.

Автопоезд на затяжных спусках нужно удерживать от разгона до высокой скорости.  Для этого нужно использовать торможение двигателем или,  если есть,  включить   вспомогательную тормозную систему. В том случае, если этого недостаточно, нужно применить служебное торможение. Водитель при движении автопоезда должен  через зеркало заднего вида периодически обращать внимание на движение прицепа и надежность крепления груза. При каждом самопроизвольном изменении режима водитель  должен установить его причину и принимать меры.